Ближайшие события
На главную Программа празднования 75-летия Победы

Рубрика к 75-летию Победы "Вечное Искусство"

 К 75-летию Победы и Году памяти и славы презентуем новую рубрику - «Вечное искусство», которой мы будем делиться с вами ежедневно.

Рубрика «Вечное искусство» будет знакомить с жизнью учреждений культуры в годы войны, развитием культуры в этот нелёгкий период и образами в искусстве, навеянными войной.

Сегодня хотим поделиться с вами характеристиками времени, которые отразились на жизни каждого человека - в тот страшный период времени всё Отечество встало на защиту от врага.

Война потребовала круто изменить весь уклад жизни людей, перестроить и подчинить интересам фронта, борьбе за победу не только материальные, но и духовные силы народа, его культуру.

И в этой сфере общественной жизни главная задача заключалась в том, чтобы преобразовать морально-политическую энергию людей в моральную силу, поставленную на службу всенародной цели - разгрому фашистских захватчиков.

Кем бы ни был житель нашего края - металлург или шахтер, строитель или представитель интеллигенции - все вступили в строй воинов, защитников Родины, приняв трудовую вахту на полях, в заводских цехах, в угольных шахтах, самоотверженно, преодолевая немыслимые лишения, преодолевая горечь поражения первого года войны, поднялись на борьбу против врага. В строю сражающихся нашли свое место и работники культуры.

Война вторглась в каждую семью, в каждый дом, и в это тяжёлое для Родины
время было неимоверно трудно поддерживать материальные и культурные условия быта. И всё-таки, несмотря на все трудности, власти старались сохранить работу школ,
техникумов и вузов, детских учреждений, органов здравоохранения.

Именно культура в военное время стала высшей силой и моральной опорой для каждого советского человека!

Невзгоды военных лет серьёзно отразились на состоянии культуры Кузбасса, хотя в городах и сёлах области не прекращалась работа культурно-просветительных учреждений.

Перестройка деятельности театральных коллективов была сопряжена с большими трудностями, прежде всего связанными с переменой мест базирования театров.

Осенью 1941 года в Сибирь были эвакуированы театры Москвы, Ленинграда, Киева, Минска и других городов. Местным труппам приходилось покидать обжитые и оборудованные сценические площадки и предоставлять их эвакуированным театрам.

Новосибирский «Красный факел» уступил сцену артистам Ленинградского академического театра драмы имени А.С. Пушкина, а сами «краснофакельцы» до 1943 года работали в Сталинске и Прокопьевске.

Наш драматический театр в годы войны работал в городе Ленинск-Кузнецкий, уступив свою сцену столичным театрам.

С первых дней Великой Отечественной войны перед театрами Сибири была поставлена цель - за минимальный срок перестроить деятельность театров. В ходе перестройки в связи с требованиями времени театрам в срочном порядке потребовалось сменить почти весь репертуар, направив его в русло патриотизма.

Поскольку условия военного времени и частая перемена мест базирования театров требовали изменения формы работы театральных коллективов, то их руководство обратилось к жанру сценических миниатюр с небольшим числом исполнителей. На первый план в репертуаре театров выдвинулись постановки, посвящённые В.И. Ленину, созданной им Коммунистической партии, героическому прошлому нашей Родины, патриотизму и мужеству советских людей в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.

Успешно шли пьесы советских драматургов: «Парень из нашего города» и «Русские люди» К. Симонова, «Нашествие» Л. Леонова, «Фронт» А. Корнейчука, «Фельдмаршал Кутузов» Вл. Соловьева, «Разлом» Б.Лавренева, «Любовь Яровая» К. Тренева.

В 1941-43 годах театры обращаются к теме исторического прошлого страны, в репертуар включаются пьесы об утверждении русской государственности, становлении национального самосознания жителей страны.

Режиссеры ставили своей целью обобщить исторический опыт прошлого, чтобы зритель мог почерпнуть силы в высоких героических традициях русского народа. На первом плане были пьесы, в которых показана борьба за независимость Родины, ратные подвиги наших предков, образы славных русских полководцев - Александра Невского, Александра Суворова, Михаила Кутузова и др.

Кроме этого, в репертуарной политике театральных коллективов в 1942 году становятся главными два направления - серьёзные драматические произведения патриотического содержания и весёлые комедии, водевили. В 1943 году появляется ещё одно новое направление в репертуаре театра - классические пьесы, которые не уступали и спектаклям о современности. Были поставлены такие классические спектакли, как «Гамлет» В.Шекспира, «Егор Булычев» М.Горького, «Анна Каренина» Л.Толстого, «Последняя жертва» и «Бесприданница» А.Островского.

Кроме того, внедрялись новые формы работы со зрителем. Одной из них была организация при театрах выездных концертных бригад. Артисты выступали перед частями Красной армии, в госпиталях, на призывных пунктах, перронах вокзалов, заводах, шахтах и рудниках, выезжали с постановками в сибирские сёла.

Условия для выступлений были самые необычные: лесная поляна на передовой, палуба военного корабля, платформа машины, школьный класс, колхозный амбар. Ничто не мешало с неизменным успехом великой силой искусства воодушевлять советских людей. Многие артисты вместе со своим скудным реквизитом исколесили тысячи километров на машинах, на подводах, а иногда и пешком в непогоду по сибирскому бездорожью.

Таким образом, с первых же дней Великой Отечественной войны, театральные коллективы Сибири, как и всей страны, глубоко осознали, что их место на переднем плане священной всенародной борьбы. Это чувство роднило спектакли прославленных театров, чья работа была перенесена в далекий тыл, и выступления многочисленных театральных и концертных бригад, сформированных в Сибири и проходивших на линии фронта.

«Академическое» строгое искусство драматических театров и агитационное искусство «фронтового театра» в равной мере призывали к борьбе, к героическим свершениям. В каких бы условиях не
развертывалось сценическое представление - во Дворцах культуры или цехах индустриальных гигантов, на импровизированных сценах
госпиталей - везде театр выступал в роли «старого, но грозного оружия», помогающего вдохновенным искусством приблизить час Победы над врагом.

Сегодня в нашей рубрике #ВечноеИскусство жизнь и работа театра имени С. Орджоникидзе в годы войны.


Драматический театр имени С. Орджоникидзе (ныне - Театр Металлургов) встретил войну у себя дома. Директором театра в это время был В.В. Рябинин, художественным руководителем заслуженный артист РСФСР В.Ф. Торский, художником О.Т. Бузоверов и администратором Абрамушкина.

Проработав ещё два месяца в Сталинске, театр был отправлен в сентябре 1941 года для работы в город Ленинск-Кузнецкий. А на сцене городского театра в годы войны работала группа «Красного факела», который освободил свое место ленинградскому академическому театру драмы имени А.С. Пушкина.

Кроме того, в Сталинск были эвакуированы киевский театр им. М. Заньковецкой и Московский театр оперетты. В Ленинске-Кузнецком наш театр проработал 2,5 года, в условиях ограниченного числа зрителей и полного износа предметов сценического оформления. Оставшееся в Сталинске оборудование сцены за время работы эвакуированных театров также пришло в негодность и частично было увезено театрами при их отъезде из города. За время пребывания в Ленинске-Кузнецком драматический театр имени С. Орджоникидзе показал 42 пьесы.

Продолжаем знакомить вас с историей театра имени Серго Орджоникидзе в военные годы.

Чтобы поднять настроение и дух советских людей, было решено перестроить репертуар театра. В связи с требованиями времени были поставлены спектакли, посвящённые Коммунистической партии, - «Бессмертный» к 25-летию Комсомола и «Русские люди».

В статье «Русские люди» к открытию сезона в театре имени С. Орджоникидзе так говорилось об этих постановках: «В пьесе «Русские люди» никто не произносит громких, красивых фраз. Автор не драпирует своих героев в эффектные плащи показного величия. Но в самой будничности, в простых и знакомых интонациях слов - покоряющая, убеждающая сила правды. Театр имени С. Орджоникидзе, открывая этой пьесой свой второй сезон в нашем городе, создал волнующий подлинно патриотический спектакль, мобилизующий на борьбу, зовущий к ненависти к фашистам».

Успешно шли пьесы патриотического характера: «Фронт», «Дым Отечества», «Нашествие», «Петр Крымов», «Осада Лейдена». Особо хочется остановиться на спектакле «Жди меня». Режиссер-постановщик спектакля В.А. Стрельбицкий, главную героиню Лизу сыграла Р.И. Риккер, роль главного героя исполнил Е.Л. Горин.

А вот как писали об этой постановке: «... с большим успехом театр имени С. Орджоникидзе показал трудящимся города Ленинска замечательный спектакль К. Симонова «Жди меня», привлекший большое внимание общественности. Пьеса К. Симонова ...поднимает дух и придает общественный смысл той убежденности в победе, которой живет каждый человек».

Историческому прошлому страны был посвящен историко-патриотический спектакль «Фельдмаршал Кутузов» В. Соловьева. Он был поставлен ко дню 26-й годовщины Красной Армии. Как уже говорилось выше, такие спектакли ставили своей целью обобщить исторический опыт прошлого, чтобы зритель мог почерпнуть силы в высоких героических традициях русского народа.
Большое внимание уделял театр и классическим постановкам. В годы войны в репертуаре театра были такие пьесы - «Слуга двух господ», «Без вины виноватые», «Ревизор» и др.

За основу взяты материалы работы «Военные будни театра имени Серго Орджоникидзе» авторства Адушевой Екатерины и Цибизовой Елены Борисовны.

Сегодня читайте о переезде театра в город Ленинск-Кузнецкий и его творческой деятельности на новой площадке.

С первых дней войны театр внедряет новые формы работы. Уже упоминалось, что первые два месяца войны театр продолжал работу в Сталинске. В это время главное внимание театра было направлено на обслуживание агитпунктов и цехов металлургического комбината имени И. В. Сталина.

С этой целью было организовано 4 агитбригады с оборонным репертуаром. За период июль-август только в цехах завода было проведено 20 выступлений. Художник театра был закреплён за городским агитвоенным пунктом, где провёл большую работу, занимаясь выпуском стенгазет и плакатов.

В августе 1941 года театр начал готовиться к переезду в город Ленинск-Кузнецкий, где и приступил к работе с сентября.
Плановая работа развернулась лишь к концу сентября и, в основном, сосредоточилась на обслуживании госпиталей.

A.M. Орлик, являющийся инструктором-организатором, и с ним баянист театра Т. Демидович проводили работу во всех госпиталях Ленинска-Кузнецкого. За ноябрь/декабрь 1941 года было проведено 27 занятий в кружках бойцов. Эти кружки имели характер «малых форм», т.е. эстрада, хор, музыкальные номера и т.д.

Помощь художественной самодеятельности частей РККА и госпиталей осуществлялась театром и бесплатным прокатом костюмов, париков и реквизита. В отчете по обслуживанию частей РККА и госпиталей театром указаны следующие данные:

«За отчетный период театр провел концертов:
в частях РККА - 5;
в госпиталях -120;
в гор. предприятиях и организациях - 39;
агитпунктах -14;
пионерских организациях - 2;
всего: 180 концертов".

Героизм артистов Сталинска не знал границ: труппа театра имени Серго Орджоникидзе, находясь в городе Ленинске-Кузнецком, помогает фронту и советским солдатам.

Театр работал на площадках, не имевших рояля или пианино, поэтому актеры искали новые формы работы. Всего за период прибывания в Ленинске-Кузнецком был показан 31 спектакль.

Театр шефствовал над госпиталем № 2497 в течение 28 месяцев. В обращении командования и фронтовиков госпиталя сказано: «...выносим руководству театра и всему коллективу нашу красноармейскую благодарность за художественное обслуживание госпиталя».

В течение всей войны коллектив театра тесно сотрудничал с горняками края. Театр выступал во всех сменах, организуя концерты, тематические или отмечающие исторические даты революционного календаря.

Театр успешно осуществил создание специального репертуара для шахт на местные темы с помощью приглашенных для этого писателей Двинского и Долева.

Были созданы спектакли-миниатюры: «Уголь - фронту!», «Жгучий уголек». Руководство треста «Ленинутоль» отметило специальным приказом большую помощь театра в деле культурного обслуживания шахтёров треста.

В довоенные годы театр получал финансовую помощь от государства, которой он лишился в годы войны. Тем не менее коллектив театра героическими усилиями смог повысить доходность от спектаклей. С 1943 года театр работал на условиях самоокупаемости с перевыполнением финансового плана. В это трудное время сотрудники театра собирали теплые вещи и перечисляли деньги в фонд обороны.

За полгода войны коллектив театра внёс в фонд обороны 250 тысяч рублей.
Театром был проведён сбор тёплых вещей для РККА. К 24-й Октябрьской годовщине отправлено подарков в РККА и госпитали на 1300 рублей.
В декабре 1941 года был проведён спектакль («Доблесть» И. Стальского) под лозунгом «Книга бойца» с оплатой за билеты книгами. 


        </div>
    </main>

    <aside>
			
	 

    </aside>

	</section>


<!-- ==============================================================  -->
<!-- ================= Подписка на события ================= -->
<!-- ==============================================================  -->

    <div class=